Про меня
тел. 066 712 53 03
mail: rafmir@ukr.net
Экспедиция в Китай. Трекинг по Великой Китайской стене. Часть 2 Экспедиция в Китай: Чжанцзядзе – горы Аватар. Часть 3 Экспедиция в Китай: Сплав по реке Ли, Гуйлинь - Яншо. Часть 4 Экспедиция в Китай: На велосипеде по окрестностям Яншо. Часть 5
Простенько, но со вкусом, по следам первого европейского путешественника Марко Поло. Наш вело-караван должен был состоять из троих участников. Во время его первого путешествия на Восток, Марко Поло сопровождал дядя и отец. Их бюджет путешествия был мне неизвестен, а вот наш составлял из расчета 100 экспедиционных дней - 2000 у.е. на человека или 10 000 грн., курс гривны к доллару тогда еще был 5 к 1! Причем львиная доля нашего бюджета должна была уйти на обратный билет из Китая. Я, наивный, думал, что Министерство молодежи и спорта, и уж тем более Олимпийский комитет Украины, с радостью нам помогут в нашем стремлении поддержать таким велопробегом Олимпийскую Сборную Украины! И вот я в Олимпийском комитете с энтузиазмом рассказываю о предстоящей экспедиции в Китай. А мне отвечают:
– Идея, конечно, хороша, вы молодцы! Но поймите нас, мы не можем себе позволить даже велосипед приобрести. Вообще, в Олимпийском комитете полная нищета! Это в Европе граждане буржуи на велосипедах катаются, включая министров и чиновников высшего ранга, что в очередной раз лишь доказывает, что велосипед - это роскошь.
Да, думаю, вся парковка у них тойотами и мерсами заставлена, куда уж здесь велосипед впихнуть? Ведь им, бедненьким, такая двухколесная роскошь не по карману :-) Углубляться в тему не стану, не помогли нам с нашим проектом! Но что делать, Колумба сначала тоже все посылали :-)
А вот Марко Поло вообще никто не спонсировал, но ведь деньги на путешествие он откуда-то взял? Пришлось пойти по его стопам, в итоге, я на лето поехал в Крым, в Судакскую крепость, работать экскурсоводом. Когда-то она называлась Солдайя и в ней после греков и монголов обосновались венецианские купцы. В книге Марко Поло Солдайя - нынешний Судак упоминается как отправная точка его путешествия в Китай. Выбран Судак был не случайно, у его дяди Матео Поло здесь вроде бы был свой дом!
Семейка Марко Поло заработала на свое путешествие в Крыму, но только торговлей. В свободное время я часто гулял по стенам Судакской крепости, которые мне отдаленно напоминали Великую Китайскую стену. Я представлял себе, что когда-нибудь я так же буду идти по Китайской стене, но не пару часов, а несколько дней или даже неделю! Так у меня появилась первая точка путешествия в Китай: Трек по Великой Китайской стене. Когда вышел фильм «Аватар», я загорелся идеей попасть на планету «Пандора». Так появилась вторая точка путешествия по Китаю - парящие горы Аватар или их китайский прототип - горы Чжанцзяцзе.
Не знаю, сколько бы я еще мечтал и сколько бы работал в Судаке, если бы ни одна печальная история, причем очень похожая на ту, что когда-то случилась с венецианцами. Однажды крепость Солдайю у них отжали и как вы думаете кто? Их кровные братья, итальянцы, только из города Генуя. Случилось это в 1365 году. История, как видите, повторилась и в 2014 году - Москва отжала у нас Крым и крепость пока отошла к России.
Больше меня в Крыму ничто не удерживало, кроме друзей и приятных воспоминаний. И я решил: ну все, пора в Китай. Жизнь продолжается, ведь кто живет прошлым, у того не будущего. В этот момент появилась и третья точка моего путешествия в Китай - сплав на байдарке по красивейшей реке Ли, через горы Гуйлинь. Конечно, хотелось еще увидеть национальный парк Цзючжайгоу. Они безумно красивы и чем-то напоминают Плитвицкие озера, на которых я до этого побывал. Но так как в Китай я отправлялся в конце октября, то понимал, что золотую осень я уже пропущу, и поэтому я решил отказаться от идеи посещения озер. Итак, при совсем скромных финансовых возможностях, я решил совершить совсем нескромное путешествие в Китай!
Нужно признать, что время для экспедиции я выбрал не подходящее: на востоке Украины война, курс гривны упал ниже плинтуса. Вместе со мной сначала собирались поехать несколько человек, но эти обстоятельства им помешали. Так как я остался один, то я решил быть максимально экономным, вместо планируемого бюджета в 2500 у.е., потратить меньше. К тому же, теперь я ни за кого не отвечал, и границы безумств моего путешествия были только в моей голове!
За 30 дней я решил посетить и исследовать самые красивые места Китая. С рюкзаком и палаткой пройти по Великой Китайской стене, рискнуть сплавиться на байдарке по 70 километровому участку реки Ли через горы Гуйлинь, и неделю провести в горах Аватар!
В своей экспедиции из экономии я решил использовать опыт древних кочевников и частенько ночевать в палатке на Великой Китайской стене и в горах Чжанцзяцзе, в народе - Аватар. Не тратить деньги на сплавы на коммерческих бамбуковых плотах, а последовать примеру варягов – идти в сплав по реке Ли на собственной байдарке. Ну и пусть говорят, что китайская речная мафия мне сплавиться не даст, вот заодно и проверю на собственном опыте. А в Пекине и в горах Гуйлинь буду использовать в качестве транспортного средства велосипед: во-первых, это интересно, а во-вторых, появляется возможность экономить на транспорте, и в-третьих, скорость передвижения не уступает скорости поездки на лошади, и при этом железного коня кормить не надо:-) Не зря китайская поговорка гласит: Путь длиною в тысячу миль начинается с первого шага. Ноги будут не только носить меня, любимого, но и помогут в поиске приключений на мою задницу! Ну что, понеслись…
Так как я отказался от поездки в Китай на велосипеде, решив, что овчинка выделки не стоит, пришлось лететь на самолете: я взял билеты из Москвы в Пекин, а обратно - из Гуанчжоу. В отличие от дяди и отца Марко Поло, которых занесло в Ханбалык - современный Пекин, через Золотую орду, города Сарай, Бухару, мой путь лежал севернее. И так как рейс МАУ в Пекин из Киева тогда еще был закрыт, лететь мне пришлось из Москвы, даже в такой комбинации билеты из России были гораздо дешевле.
По прилету не стоит впадать в панику: из аэропорта в город ходят рейсовые автобусы. Немного поменяйте денег в аэропорту и едьте в город, в любом случае, если не сможете найти ваш отель по карте, возьмете такси в Пекине - будет гораздо дешевле. Мене было еще проще, меня встретил друг, привез, поселил в отель, выдал карту города и - велосипед! Большего для знакомства с Пекином и не нужно! Знаете, кто здесь «Короли дорог»? Это велосипедисты! Для них не писаны правила дорожного движения. В Пекине велосипедист без проблем может ехать по встречке, и при этом велосипедистов, всех без исключения, пекинские автомобилисты боятся как огня! В столице живет от 13 до 18 миллионов человек, жесткий трафик, но велосипедисты здесь – самые главные и уважаемые участники дорожного движения! Велодорожки от 1 до 4 метров в ширину есть везде, в любой части города!!! Катаются все: дедушки, бабушки и дети, и при этом - никаких вело-пробок!
В первый же вечер я, сев на велосипед, оказался у Олимпийского стадиона и городка. Когда-то я должен был закончить здесь свое велопутешествие, но теперь - только начинаю. Пекин - это необыкновенная мощь, здесь все гигантское: небоскребы, жилые кварталы, автострады, даже парки и дворцы! Улицы длиной 60 км по 8 полос в одну сторону, самая большая площадь в мире; о чем говорить столица Поднебесной растет не по дням, а по чесам. Так, к примеру, в 1996 году была одна ветка метро, а сейчас - целых 13! Недвижимость вообще космических денег стоит: 8-12 тыс. у.е. за метр! При этом старых кварталов, с домами в 1-2 этажа, никто, как у нас, не сносит.
Если вы передвигаетесь на велосипеде, и у вас есть карта на китайско-английском, то потеряться в Пекине ну очень сложно. Просто нужно ехать хотя бы в нужном направлении, а дальше - добрые люди обязательно подскажут. Особенно велосипедисты. Я отправился в летний загородный Императорский парк, при этом даже не ориентируясь по сторонам света, да и из-за смога ни солнца, ни звезд, ни луны в Пекине не видно. Все как в мультфильме про ежика - в тумане, точнее, в смоге! Так вот, на светофорах я спрашивал у велосипедистов дорогу. Второй остановившийся по моей просьбе велосипедист, включил на своем телефоне GPS, внес координаты и сопровождал меня километров 5-7 до самого парка, который располагается в 12 км от Пекина! При этом трудно даже понять, что ты оказался за городом, я бы даже сказал, на его окраине.
Жаль, внутрь парка и летнего императорского дворца «Ихэюань» на велосипеде не пускают. Обыкновенный входной билет стоит 60 юаней -10 американских долларов... Этот крупнейший в мире отлично сохранившийся Императорский Парк раскинулся на территории в 300 гектаров. Так, чтобы просто обойти по кругу огромное рукотворное озеро Куньмин, при этом не особо углубляясь во дворцы, которые стоят на насыпных холмах, я потратил пять часов! Представьте теперь масштаб всей летней императорской резиденции, ведь на ее территории находятся больше трех тысяч строений! Впечатляет Дворец человеколюбия и долголетия, мраморная ладья императрицы Цыси и терем Фосянгэ. остров Лунванмяо с храмом Царя драконов, красивейший мост Семнадцати Пролетов. А вообще, императрица Цыси сделала исключительное: вместо строительства китайского военно-морского флота на собранные 30 миллионов лан серебром (это в переводе около 937, 500 кг. серебра) она создала загородный дворец и парк. Ну и правильно, флот, в лучшем случае, сгнил бы лет через 100-200, а так Летний парк сейчас ежегодно посещают до 5 миллионов туристов, оставляя здесь минимум по 60 юаней каждый! Вот и считайте, какая мега прибыль!
Туризм в Пекине процветает, причем основные туристы здесь, как ни странно, сами китайцы. Их стройные ряды на площади у дворцов впечатляют. Мусорят здесь мало, а если кто-то и насвинячит, то за ним тут же уберут. К уборке улиц, помимо дворников и коммунальных служб, подключены бомжи, коих в Пекине совсем не много и все они при деле. Причем у большинства есть собственные «колеса» - старые велосипеды! Даже когда такой вело-бомж спит, ему никто не мешает, даже наоборот - денег ему на завтрак набросают в какую-нибудь посудину! На центральных улицах Пекина дежурят военные патрули, у дворцов и правительственных резиденций - армия, полиция, часовые. А в спальных районах - дружинники, особенно их патрули заметны вечером. Поэтому на улицах безопасно, даже в ночное время.
Пекин огромен. Одна из улиц тянется на 60 км в длину, в городе - 6 кольцевых. Даже местные в Пекине ездят по навигатору, и это касается не только водителей, но и многих велосипедистов. В Китае литр бензина стоит доллар, но жители столицы в большинстве своем скромны - имея хороший автомобиль, предпочитают ездить на работу на велосипеде! Велосипедные паркинги есть практически в каждом дворе. Велосипед стоит дешево: за 200-300 юаней можно купить китайское подобие нашей «Украины»! А поездка в городском автобусе или троллейбусе будет стоить 40 цзяо (копеек) и соответственно 50 поездок – это те же 200 юаней. Получается, что за месяц велосипед себя полностью окупает! А для кого-то велосипед - это еще и заработок: велорикш, как в Индии, я не видел, а вот велоторговцев - полно. Если киоск стоит стационарно, то велоторговец свободно мигрирует в места наибольшего скопления китайцев.
Пекин пока единственный город (из тех, в которых я побывал), где автомобилисты побаиваются велосипедистов! В ДТП с участием автомобиля и велосипедиста –виноват будет водитель машины! Даже если велосипедист нарушал правила! Основной постулат - Пропусти, - ты же на машине! Это правило, правда, немного разбаловало велосипедистов. Нарушают ПДД с коммерческой выгодой бабушки и дедушки! Сами идут на таран, и если это случилось в месте, где не было видеокамер, то горе автомобилисту! Велосипедист, даже вело-камикадзе, всегда прав! Спасти ситуацию в таком случае сможет разве что база данных, по которой эти дедуля или бабуля числятся как злостные велорекетиры! На некоторых уже висят по 5-10 таких дорожных велопроишествий!
Одним из любимых моих мест велопокатушек в Пекине была площадь Тяньаньмэнь (в переводе Врата Небесного Спокойствия), но о воротах - позже. Размер площади - 880 метров в длину и 500 метров в ширину, это одна из самых больших городских площадей в мире! На ней одновременно могут поместиться до миллиона человек. Туристов здесь действительно толпы, причем, со всего Китая. В южной части площади расположен мавзолей Мао Цзэдуна, а напротив - императорский дворец Гугун или знаменитый «Запретный город». Именно туда и ведут Ворота Небесного Спокойствия. На воротах - портрет Мао Цзэдуна и две надписи: "Да здравствует Китайская Народная Республика!" и "Да здравствует единство народов мира!" Первым вас встретит почетный караул.
В «Запретный город» с XV и до ХХ века простым людям входить запрещалось. Наказание было действенным – смертная казнь! Так что теперь здесь настоящий ажиотаж, главное - купить билет - индульгенцию в царство Запретного города. На его территории расположены 980 зданий. А в императорском дворце - якобы 9999, хотя на самом деле их на тысячу меньше :-) Просто число 9 в Китае - это число Неба и Земли. Желтые крыши и красные стены означают высокое положение, богатство и величие. На протяжении 500 лет во дворце жили 24 императора двух последний династий Китая. Здесь же с 1911 года и до отречения в 1924 году со своим крошечным двором жил последний император Китая - Пу И. Комплекс Запретного города необыкновенно огромен, заходишь с одной стороны, а выходишь - напротив императорского парка Цзиншань, через несколько кварталов. «Гора прекрасного пейзажа» - так переводится название этого живописного парка, раскинувшегося на холме! С его вершины открывается величественная панорама Запретного города; благодаря обзорным площадкам и стоимости входного билета в 3 юаня, парк Цзиншань считается любимым местом отдыха жителей Пекина.
Можно еще долго рассказывать про парки, китайскую баню, знаменитую «утку по-пекински», которую я пробовал в нескольких ресторанах (хотя самая вкусная была из супермаркета)! Хватит Пекина, пора попасть туда, что даже не описывал Марко Поло – на Великую Китайскую Стену!
смотрите также - Экспедиция в Китай: Чжанцзядзе – горы Аватар. Часть 3
вернуться в раздел - Экспедиция в Китай
тел. 066 712 53 03
mail: rafmir@ukr.net