Про меня
тел. 066 712 53 03
mail: rafmir@ukr.net
Экспедиция в Китай. История путешествия и как я познавал Пекин. Часть 1 Экспедиция в Китай: Чжанцзядзе – горы Аватар. Часть 3 Экспедиция в Китай: Сплав по реке Ли, Гуйлинь - Яншо. Часть 4 Экспедиция в Китай: На велосипеде по окрестностям Яншо. Часть 5
Вопреки распространенному мнению, Китайскую стену не видно из космоса! В хорошую погоду ее видно километров на15- 20. Дальше она приобретает очертания гор. То, что сохранилось до наших дней, это стена, возведенная во время правления династии Мин - 14-17 век.
Хотя строительство Великой Китайской стены началось еще в III веке до нашей эры во времена правления династии Цинь. В те времена государство крайне нуждалось в защите от набегов врагов, в частности кочевого народа хунну. Во время строительства Великую Китайскую стену прозвали самым длинным кладбищем на планете, так как большое количество людей погибло на стройке. По примерным расчетам возведение стены стоило жизни более чем одному миллиону человек. Так что стена побила и до сих пор удерживает множество рекордов. Самый значимый из них - что это самое длинное сооружение из когда-либо построенных человеком. Также Китайская стена входит в современные Семь чудес света. При этом стена долгое время не представляла сплошной линии обороны, поэтому бойницы, башни, защитные зубцы на стене расположены с двух сторон, а не с одной!
Даже во времена Чингисхана монгольское войско не штурмовало стену - они прошли в тех местах, где ее просто не было! Марко Поло оказался в Китае задолго до его завоевания Чингисханом. Возможно, что в тот период истории Китая кочевники не представляли большой угрозы нападения на Поднебесную и старую стену долго никто не восстанавливал и не реставрировал. Поэтому в своей « Книге о разнообразии мира» Марко Поло Великую Китайскую стену и не описывал.
Под действием времени Великая Китайская стена была практически разрушена. Только маленький участок, проходящий близ Пекина — Бадалин — хорошо сохранялся. Он служил финишной точкой велосипедной гонки на Олимпиаде 2008 в Пекине. Именно к нему я собирался отправиться на велосипеде из Украины, по Великому шелковому пути. Но так как с моей велоэкспедицией в Китай в поддержку Олимпийской сборной Украины не сложилось, сейчас от посещения участка Бадалин я отказался, по причине его бешеной популярности среди туристов. Зачем мне гулять в человеческом муравейнике?
Я выбрал для трекинга по Великой Китайской стене участок Губейкоу - Джиншалин –Сыматай, где стена взмывает в высоту на километр, теряясь высоко в горах.
Сами китайцы не только в Пекине, но и на месте, в деревне, не владеют информацией о разных участках стены. Мой друг китаец подбросил меня к деревне Губейкоу, в Пекин я должен был вернуться самостоятельно. Погода пасмурная, но я все равно радуюсь красивой золотой осени, хурме по 1 юаню за кило и предстоящему пути.
Для трехдневного трекинга по Китайской стене у меня все есть: палатка, спальник, 5 литров воды, еда, газовая горелка. Я настроен решительно, поэтому как можно скорее отправляюсь в путь. Если вы хотите увидеть старую, еще не отреставрированную стену, то это как раз участок у Губейкоу. Вход на этот участок самый дешевый - 25 юаней и - ходи не хочу. Удивляет, что всего в 5-10 километрах отсюда - золотая осень. А здесь как будто смерч пронесся - все деревья голые! Первое, что впечатляет - это масштаб. Смотришь на запад – стена, на восток - стена. Туристов здесь единицы, идти легко, подъемы небольшие.
Есть только один недостаток для трекинга на участке Губейкоу - за ним находится военная база. Причем прилегает она прямо к Стене и, как вы понимаете, пройти там по ней нельзя! Нужно обходить, при этом кто-то говорит, что слева, а кто-то - справа. Я решил дойти до башни «Маршала», самой высокой на данном участке, там заночевать, а утром уже решить, куда идти. Дошел, уже темнело. Стал устанавливать палатку, обратил внимание на то, что в башне много мусора. Лег, прошло минут 20 и в башне появились привидения. Лежу, слушая, как они рядом ходят, скребутся, визжат! Открываю палатку - тишина, только ложусь, проходит 10 минут и опять души древних строителей или воинов мне спать не дают! При этом подходят все ближе и ближе, я вижу их тени в свете фонаря. Тут бы можно было мне от страха и обделаться, но, я знаю, кто так шалит. В генуэзской крепости в Судаке не раз с этими привидениями ночью дело имел. В общем, замучили меня эти лисы !!! Нора у них прямо в башне, пришлось собирать манатки и – отправляться на выселение. Мало ли что они надумают, вдруг решат ночью мою голову или ногу на вкус попробовать через тент палатки?
Выхожу, а Великая Китайская стена на запад во всей красоте видна, с подсветкой! Только эта подсветка - не для туристов, - военные постарались. Вижу свет от фонарей военных патрулей и пару раз с вышки прожектором и в мою сторону пытались посветить, но хорошо луч не достает. Расположился я прямо на стене, а часов в 12 ночи поднялся ветер, да такой силы, что я сразу понял, почему в округе на деревьях листвы нет.
Дальше ночь прошла без приключений. Утром я позавтракал, сложился, и отправился в путь. Обходить стену нужно справа! Так я впервые оказался по ту строну Стены, на территории враждебных кочевников! И пока я шел около 2 часов, я не встретил по дороге ни одной живой души. Разве что раздался шорох в кустах, я уже думал, что это военная «засада», но оттуда грациозно выпорхнул фазан! Я у нас-то, возле Киева, никогда фазанов не видел, а тут - 120 км. от Пекина и фазан!
Китайцы, чтобы не потеряться по ту сторону стены, на ветках деревьев развесили красные ленточки. Мне это напомнило «Охоту на волков»! Но надо отдать им должное, благодаря этим ленточкам я и вышел к участку стены Джиншалин. Выйти-то я вышел, но вот как снова подняться на Стену?
Шел я вдоль Китайской стены и вдруг нашел чудесный халявный способ: камни и бревно, приставленное к кладке. И я, не задумываясь, решил воспользоваться этой возможностью подъема. Не имей я на себе рюкзака, я бы влез наверх, Но почти у самого верха рюкзак предательски потянул меня вниз. В общем, приземлялся я в кусты, причем терновые. Вы знаете, что такое терновый куст? Я теперь очень хорошо знаю! Это что-то наподобие кактуса :-) Короче, футболку порвал, руки расцарапал, зато пока выпутывался из него, ягодок терновых наелся :-)
В итоге, ровно через две башни мной была обнаружена открытая калитка, которая вновь вывела меня на стену. Ну все, погода солнечная, впереди – стена, аж до самого Сыматая, вот, думаю, душу отведу. В следующей башне встретила меня тетя билетерша, вязавшая носки. А я-то надеялся :-) Отдал ей 65 юаней, получил билет и продолжил путь к Сыматаю. Но уже по отреставрированному участку. Красиво, конечно, новая кладка, отреставрированы башни, стены, но ощущения уже не те. Идешь по вымощенной плитами дорожке. А ведь была у меня мысль, попробовать пройти в другую сторону, по первозданному участку от Губейкоу до Мутаньюй. Но там идти то ли неделю, то ли месяц надо, я так до конца и не понял!
Виды на Джиншалин очень красивые, завидую тем, кто здесь прошел, когда стена была не реставрирована! Теперь одно из 7 чудес света - Великая Китайская стена теряет свой дух древности, причем по глупости теряет, хотя, возможно, таким образом она будет сохранена для потомков. Вот только что будут здесь видеть «пращуры»? Выцарапанные на стене иероглифы вроде - Здесь были Чао и Ли 2014 год!
Скажу больше - был когда-то лучший, не сложный трекинг по Великой Китайской стене! А теперь – нет! В конце отреставрированного участка Джиншалин, там, где крутые подъемы и спуски заканчиваются, сидела новая тетя-смотритель с рацией и радостно мне сообщила, что дальше участок до Сыматая закрыт! Уговоры, объяснения, деньги на нее не подействовали! В итоге я ей надоел, и она показала мне жестом: иди, сам посмотри. Я пошел. В следующей башне китайцы замуровали выход на Стену. Какие «молодцы» !!!
Дальше можно только объехать этот участок на транспорте, причем до самого Сыматая. Что делать, пришлось спускаться. А внизу меня уже ждала китайская таксомоторная мафия - тетя сердобольная позвонила. Мне влупили цену за такси в 400 юаней до Сыматая!!! Скажу вам, что от Сыматая до Пекина я добрался за 35 юаней (или 6 долларов), правда, не на такси, на автобусах, проехав 120 км, а тут за 15 км до Сыматая лупят 400 юаней! Меня хотели подвезти какие-то ребята, но таксистская мафия им не дала: ругалась и даже угрожала. В итоге я плюнул на все и пошел пешком. Через 300 метров меня подобрал частник и за 50 юаней закинул в Сыматай.
Сыматай - это деревня, которой больше нет! На ее месте решили построить «чудо деревню» на воде за несколько миллиардов долларов! В общем, строят китайскую Венецию! Даже сейчас, когда кругом кипит стройка, вход на территорию этого «чуда китайского зодчества» в выходные стоит 170 юаней! Наверное, лет через 100 - 200 Сыматай действительно будет красивым туристическим местом. Но сейчас он напоминает бутафорские декорации киностудии.
Палатку на ночь я поставил прямо внутри другой палатки. Это был шатер, демонстрирующий, в каких жилищах раньше жили китайцы. Лег спать. Утром, в понедельник, вход в деревеньку и на стену дешевле, аж - 100 юаней. Я прошел через китайско-венецианскую деревню к Стене и хотел попробовать здесь пройти до участка Джиншалин. Но не тут-то было! Очередной смотритель мне объяснил, что западный участок стены до Джиншалина закрыт!!! На реставрацию!
Ну все, пропал знаменитый трек Джиншалин-Сыматай пропал! Мало того, Восточный участок стены был открыт, но только до 12й башни! А 12я башня - это только половина пути к красивой башне на самой высокой скале, самого высокого участка Великой китайской стены! Там кто-то год назад разбился и туристов туда теперь не пускают.. Вдобавок поналепили на протяжении всего открытого участка Сыматай сплошную цепь галогенных ламп, чтобы ночью как у военной части подсвечивался. Короче, Сыматай был лучшим участком стены, стал - худшим!!! Приедете – разочаруетесь, однозначно! Будем надеяться, что китайцы осознают свою ошибку и когда-нибудь откроют Стену на участке Джиншалин-Сыматай и, надеюсь, обойдутся без грандиозной реставрации. Так что мне придется в следующий раз искать и прокладывать новые трекинги на Великой Китайской стене!
смотрите также - Экспедиция в Китай: Сплав по реке Ли, Гуйлинь - Яншо. Часть 4
вернуться в раздел - Экспедиция в Китай
тел. 066 712 53 03
mail: rafmir@ukr.net