Про меня
тел. 066 712 53 03
mail: rafmir@ukr.net
"Жизнь в племени гереро" "Жизнь в племени химба"
Экспедиция Рафаловского Евгения в племя к бушменам - это горька правда о том, как наш мир лишается такого удивительного, добродушного и бескорыстного народа, у которого всегда царило равенство и братство, все вещи были общее и еда делилась поровну. Теперь это - племя из «Красной книги», оно вымирает. Скоро мы будем помнить бушменов только по фильму «Наверное, боги сошли с ума». Пожив среди бушменов, я говорю вам: Боги и мы, люди, и впрямь сошли с ума, раз такое допустили!
Песок, вокруг один песок, и я в этом царстве песка полдня безмятежно сижу в тени под деревом мопана и просто жду. Жду, когда какая нибудь машина меня подберет и забросит еще дальше в пустыню Калахари. Ее название переводится как «Мучительная». Бушмены называют ее просто «карри-карри» - «мучимая жаждой». Собственно говоря, в эту пустыню меня занесло только потому, что я собрался в гости к бушменам. Только сами бушмены об этом еще пока не знали. Их вообще никто никогда ни о чем не предупреждает. Народ сан от белых и узнал, что они - «бушмены» - «люди буша». Ну раз так, собрался народ сан и на своем собрании принял решение: Хорошо, теперь мы будем бушменами! Да, их простота и наивность просто поражают! Им нечего есть, у них ничего нет, а они ведут себя как дети и радуются каждому прожитому дню. А чего грустить, говорят они, возможно, завтра мы умрем!
Почему я решил добраться именно к ним? Мне еще с детства запомнился фильм "Наверное, боги сошли с ума". Помню, как мы с друзьями смеялись над забавными бушменами, говорящими на непонятном щелкающем языке. Как они, глупые, решали жизненно важную проблему, что делать с упавшей с неба бутылкой? Не понимали, почему нельзя охотиться на домашний скот и как вести себя в современном обществе. Да, смотреть на это было смешно. Но теперь, после моей первой встречи с бушменами, я понял, что фильм этот - не комедия, а настоящая трагедия! И все, что показано в нем или весело обыграно, - это правда! Хотя, на самом деле, правда о современной жизни этого исчезающего племени гораздо страшнее. Но нам с вами это трудно понять, ведь можно посмотреть документальные фильмы BBC и решить, что бушмены живут в суровых условиях, но они счастливы, они в гармонии с природой и у них в жизни все в полном порядке.
На самом деле это не так: не забывайте, это кино, постановочные кадры, потом – монтаж, в итоге нам показывают то, что мы хотим увидеть. Я бы тоже хотел написать красивую сказку о бушменах, но не могу. Скажу сразу, меня отговаривали к ним ехать, не хотели пускать в их резервации, мне рассказывали, где они живут и вообще старались показать другую сторону медали. Это чиновникам удалось – вот поэтому я и сижу здесь среди песков, недалеко от бушменского поселка Цинцабиса. И чтобы не заблудиться, жду машину; будет она сегодня ехать или нет - я не знаю.
Путешествуя много и долго по Намибии, я уже практически собрал весь бушменский «пазл» и скоро эта картина станет полной. Я много слышал о бушменах выдумок, о том, что якобы мальчикам при рождении отрезают одно яичко, о том, что если в семье рождается больше трех детей, то кого-то уносят и оставляют умирать в буше, в общем все то, что оправдывает их самостоятельное право на вымирание. Во всей южной Африке наберется тысяч 25-30 родственных племен «сан». Из них классических бушменов со светлой желтой кожей, с чертами, присущими монголоидам - именно тех, которых мы видели в фильме, осталось уже не больше 5-ти тысяч! Причем многие, после фильма «Наверное, боги сошли с ума» думают, что эти бушмены живут в Ботсване, но они ошибаются. Половина бушменов действительно живет в Ботсване, а половина в Намибии. В фильме главный герой Никсау - намибиец, да и большинство съемок тоже были сделаны в Намибии.
В Намибии все земли давно частные, сами понимаете, бушменам остались «лучшие с конца». Да и не земля это вовсе, а песок – пустыня Калахари. Сюда их вытесняли все, кто только мог, а ведь когда-то вся Намибия, да что там Намибия -Ботсвана и большая часть ЮАР принадлежала бушменам. Я видел недалеко от побережья Атлантики в Твифелфонтейне и на самой высокой в Намибии горе Брандберг бушменские наскальные рисунки. Сначала бушменов убивали и лишали земли пришедшие племена банту, а потом за них взялись мы – белые! Причем истребляли их безжалостно, не всегда даже из-за земли, часто просто ради забавы. Охотились на них как на животных, поливая огнем из пулеметов, добивая женщин и детей. Белые женщины ходили в театры, слушали классическую музыку, восторгались картинами и хвастались тем, что травили в пустынях источники воды и колодцы. В то время весьма популярным развлечением у белых господ были семейные конные охоты на бушменов с пикниками.
Те, кому все же удалось выжить, нашли свое спасение в суровой Калахари. Хотя и она со временем не стала гарантом защиты. Уникальные способности бушменов постоянно использовались во время военных конфликтов в Намибии. Это смешно обыграно во втором фильме «Наверное, боги сошли с ума». Помните военных, чернокожего и кубинца, как они друг друга в плен брали, а Никсау им в этом «случайно помогал»? Так вот, бушменов использовали все воюющие стороны, включая повстанцев. Их, доверчивых, отправляли в лагеря противника в качестве живых радиоуправляемых взрывчаток. Использовали как следопытов-проводников, как саперов или просто всю деревню отправляли расчищать минные поля! Сколько бы их погибло, пока Намибия в 90-х годах не обрела независимость - не известно. Но не думайте, что после этого для бушменов все кончилось - их стал убивать голод! Когда одна съемочная группа разыскала бушмена Никсау в поселении Най-Най, то он им прямо заявил: Спасите людей - их убивает голод! С тех пор прошло 20 лет, да, бушменам помогли, у Никсау даже появился новый соломенный дом, жена и пару коров! В Най –Най для бушменов построили школу, стали к ним возить эко туристов. Я знал, что что-то похожее увижу в Цинцабисе.
Но до того, как мне «замылят» глаза, я посетил труднодоступный участок Калахари, расположенный недалеко от ботсванийской границы. Там я жил в племени у гордых гереро в их деревушке Ошияра. И хотя это другая история, именно там я впервые столкнулся с настоящими бушменами и их проблемами. Первые мои впечатления - это то, что эти люди просто нищенствуют, здесь слово бушмен и голод давно синонимы. Ведь у них вообще ничего нет в прямом смысле слова. В лучшем случае пара сараев из ржавой жести да немного одежды, выменянной у гереро. Само по себе бушменское поселение –это настоящий бомжатник, в котором помимо жилищ из металлолома, тростниковых сараев, всякого хлама, мусора и полуголодных, непонятно во что разодетых бушменов, больше ничего не увидишь.
Мужчинам вообще заняться нечем, в округе охотится не на кого, крупную дичь давно всю выбили, да и земли в большинстве своем частные: пойдешь охотится на чъих-то коров или коз, и если поймают - до конца жизни не расплатишься. Вот поэтому бушмены вынуждены, чтоб с голоду не умереть, работать хотя бы за миску еды. А так как у гереро есть еще и скважины с водой, то бушмены селятся рядом с ними. Получается - гереро хозяева, а бушмены - их прислуга. Гереро оправдываются: Нашему правительству на бушменов наплевать. И если бы не мы, то бушмены уже б давно с голоду поумирали.
Женщины кое-как еще занимаются собирательством, стараясь в буше отыскать разные плоды, семена, орехи и клубни. Но в действительности ими не наешься. Да, на одних клубнях, семенах, саранче и орехах долго не проживешь. Молодые девушки запросто отдаются гереро на ночь за миску еды! Судя по всему, их матери этим тоже грешили, так как уже и они, и их дочери и дети их дочерей почти утратили характерные черты классической внешности бушменов.
Бушмены, спасая своих детей от голода и нищеты, отдают их в услужение к гереро. Я постоянно наблюдал, как бушменские дети целыми днями месили коровий навоз, убирали дома героро, ухаживали за стадом скота в 20- 50 голов, в то время как во всем их бушменском поселке даже одной курицы нет! Одна только костлявая собака, которая сама по дворам гереро бегает. Понятно, что при таком наивном образе жизни, когда у бушменов все общее, их к нормальным людям не относят, считая попросту дурачками. О нормальном образовании они могут и не мечтать. Их дети не ходят в школу вместе с гереро. Во-первых, она платная, а во-вторых, над детьми бушменов там издеваются, так что они сами учебу бросают.
Что же касается денег, то у бушменов их нет, а если вдруг они и получат их за работу, то тут же пропивают. Я был свидетелем такого случая: приходят три бушмена к богатому гереро и говорят: - Мы хотим заработать денег. – Зачем? - Чтобы выпить! Что нам нужно сделать? А он, то ли в шутку, не то серьезно им говорит: - Трактор почините - заплачу! Я видел, как они его чинили 3 дня. И не поверите - они его таки починили! Возможно, им повезло, а возможно они не такие уж и глупые, как многие думают! Просто у этой троицы не было даже возможности в школу ходить. Они взяли деньги, а на следующее утро уже валялись пьяными в буше, без копейки в кармане.
Я заметил, что лучше и сытнее всего бушменам живется в отдаленных поселках гереро. Там гереро скучно - своих соплеменников рядом нет, вот их бушмены и развлекают, и бушменский бордель под рукой, а за это гереро их вдоволь кормят. Ведь даже там, в отдаленных районах Калахари, охота для бушменов вещь редкая и очень непростая, не часто они берут луки и копья, а если даже и возьмут, то им в большинстве своем только коровы и козы будут попадаться - неделю минимум нужно охотится, если не месяц, чтоб добыть дичь.
Я заглядываю в ужасное металлическое жилище – там, на полу, в груде хлама, что-то шевелится - это человек. Гляжу на него и думаю, что ему лет 70, а оказывается, ему - 42! А выглядит он как глубокий старик. Он лежит на земле в своей жестяной «халабуде» - доме из бочки и медленно умирает. Ко мне подошел еще один бушмен и произнес: Нет, мы теперь не охотники, а люди-призраки, считай, что нас больше нет! Нет охоты, нет привычного образа жизни, нет у нас Бога, и вообще ничего нет, как и нас самих.
И хоть в племени еще пока не особо распространен СПИД, зато их просто косит туберкулез. Попробуй не заболеть, спя на голой земле, я на своей шкуре испытал, что ночью в пустыне очень холодно. Понятное дело лекарств у них нет, кроме травок да корешков. Заболел - в больницу никто не повезет, хочешь, иди пешком, но как правило те, кто уходят, больше никогда не возвращаются - умирают по дороге где-то в буше. Здесь до больницы еще недалеко – каких-то 80 км, а ведь бывает тяжело больному нужно пройти 200 и 300 километров!!!
Я слышал про эту единственную бесплатную больницу, в которой лечат бушменов. У нее и бушменское название - «N/ a’an ku se», что на языке сан значит - Бог в помощь! Для бушменов ее построила Марлиз, единственная белая женщина в Намибии, говорящая на их языке. Похоже, она и единственная, кто о них по-настоящему заботится. Я не знаю, спасет ли Бог бушменов, но пока на земле есть такие люди как Марлиз, часть бушменов могут рассчитывать на ее помощь!
Но вот, поднимая клубы вечерней пыли, показалась машина, часа полтора езды по песчаному подобию дорог, и я у своей цели - в Цинцабисе. Меня встречает молодой бушмен Пол и ведет к знакомой семье селиться. Он неплохо знает английский, от него я по дороге узнаю, что у некоторых бушменов уже есть мобильные телефоны, а иногда даже и машины. Им знакомо спутниковое ТВ, а продвинутым - даже Интернет. У них в поселке есть солнечные батареи, и теперь они попали в поток цивилизации. Но я уже знаю, что мне показывают уже тот, другой мир – и других бушменов. Да, здесь они сами постепенно адаптируются, стараются носить европейскую одежду, у некоторых появился свой скот и они все больше ведут оседлый образ жизни, превращаясь в крестьян. У кого-то есть даже небольшие дома из кирпича сырца, хотя все же еще преобладают традиционные хижины из дерева и соломы. Естественно, меня хорошо приняли и я установил палатку.
Утром я начал свои исследования в поселке. Что меня здесь сразу удивило, так это две вещи: Богатые бушмены часто даже в домах пользуются не спичками, а деревянными палочками - разжигают огонь первобытным способом и при этом смотрят телевизор. А бедные бушмены имеют соломенно- деревяные шалаши и предпочитают спать на голой земле у костра, чтоб москиты меньше кусали. Естественно, здесь уже нет равенства, на лицо сплошной капитализм. Про слово «обшее», то есть принадлежащее всей общине, можно забыть.
Ходить на охоту с бушменами теперь - коммерческая «фишка» для наивных туристов. Я тоже с Полом ходил на охоту, правда, бесплатно. Конечно, это была чисто символическая затея, какая здесь дичь – разве только цесарка попадется. Правда мы накопали в буше всяких съедобных корешков и Пол научил меня добывать огонь как бушмены - палочками. Оказывается, главный секрет - в дереве, не каждое дерево для этого подойдет. Чтобы все получилось нужно найти специальное дерево, по структуре на нашу бузину похожее. В нем есть мягкая сердцевина, когда трешь, из палочки высыпается труха, потом появляется искорка и труха начинает тлеть. У бушменов на этот процесс уходит минуты три. У них уже мозоли на руках, а я себе кожу на ладонях содрал, но все-таки разжег костер.
Бушмены здесь давно смешаны, таких классических, из «Красной книги», как Пол в Цинцабисе остались единицы. Древние традиции бушменов для молодежи практически забыты, как в охоте, так и во всем остальном, включая танцы. А ведь это потеря уникальной, самобытной культуры. Во всем поселке нашлось два старика, которые смоли показать настоящие бушменские танцы у костра, причем на этот концерт собралось посмотреть полдеревни. Я увидел здесь уже другой мир, мир цивилизованных бушменов. Они приняли Бога, стали христианами и превратились в крестьян. Безусловно, они выживут, но смогут ли выжить их сородичи, оставшиеся там, в буше со своими богами и нищетой, наедине с собой, в уже не своей пустыне Калахари?
Рафаловский Евгений после жизни среди бушменов, отправился к самому удивительному племени в Намибии, к «амазонкам» химба. Больше фотографий о жизни и экспедиции к племени бушменов вы можете увидеть в подразделе «Фото Африка». Кроме того, вы можете принять участие в других подобных экспедициях, организованных мной!
смотрите также - "Жизнь в племени гереро"
вернуться в раздел - Экспедиция «Жизнь в племенах Африки»
тел. 066 712 53 03
mail: rafmir@ukr.net