Про меня
тел. 066 712 53 03
mail: rafmir@ukr.net
"Жизнь в племени гереро" "Жизнь в племени бушменов"
Экспедиция Рафаловского Евгения в самое удивительное племя в Намибии – не изменившее своим традициям и верованиям настоящим амазонкам - химба! У них царит матриархат, женщины, даже замужние, могут выбирать себе для секса любого понравившегося партнера. Они никогда не моются и не носят одежды, смазывая ежедневно свое тело охрой и маслом!Их приблизительно 10-15 тысяч и они просто уникальны для нашего ХХI века.
Это гордое племя скотоводов пришло на территорию Намибии где-то в 17-м столетии из Восточной Африки. Небольшая их часть осела на северо-западе страны, в труднодоступных районах плато Каоколенд, они не поменяли традиций и сейчас их называют химба. Но большая часть этого народа ушла на юг и стали гереро. Единственное большое село химба, обозначенное на карте, можно сказать их столица, это Опуво. В 80-х годах, когда в стране был голод и шла война, у химба пало 90% скота, они приходили в Опуво, где им раздавали гуманитарную помощь. Многие так и осели, построив себе жилища из полиэтилена и картона. Со временем они превратились в цивилизованных химба. Теперь они носят одежду и стали христианами. Но большинство все же ушли, вернувашись в родную стихию, не предав обычаев и образа жизни предков.
И вот я в Опуво, утром выгружаю свой громадный рюкзак из автобуса на заправке, которая одновременно служит и автостанцией. Начинает светать и из утренней дымки появляются они - химба! Их вид впечатлит любого, женщины до сих пор не признают одежды, они даже трусов не носят, только набедренная кожаная повязка из шкуры козы или коровы. Голые тела с ног до головы обмазаны красной охрой, на голове удивительная прическа из заплетенных длинных косичек, обмазанных глиной, и везде килограммы украшений, в виде бус, всевозможных браслетов и ракушек каури. Я лежу в теньке и стараюсь не обращать на них никакого внимания, зато этим я привлекаю их.
В Африке не часто можно увидеть белого, бесцельно валяющегося в пыли возле заправки! Но как им объяснить, что я жду, когда за мной придет таинственный химба? И он пришел. -Что ты хочешь? – Хочу отправиться с рюкзаком по «химбаленду» на неделю! Одному это очень опасно, тебе нужен гид. – Зачем мне нахлебничек? - Ну, кормить его придется, а потом еще и на пиво дать, но зато он заведет тебя именно в такую глушь, о которой ты мечтаешь. Да и изъясняться с ними сможет, так как твои правительственные письма для химба мало что значат. – Ладно, давай, ищи проводника.
Пока я закупал запас воды и еды, мне искали проводника. Найти бесплатного гида, готового неделю топать с белым по глуши совсем непросто, но мне повезло. Им оказался химба по имени Мозес, он знал английский и промышлял тем, что старался поймать машину с туристами и навязаться экскурсоводом. Естественно, при других обстоятельствах он захотел бы денег, но они складывались не в его пользу. Он накануне поругался с кем-то в кабаке и ему нужно было на время покинуть Опуво. Поэтому ему было все равно, куда и с кем отправляться, главное, чтоб побыстрей, пока ему моську до блеска не начистили.
План действий был такой: отправиться как можно дальше и постепенно возвращаться обратно пешком по землям химба в Опуво. Мы поймали первую попутку и поехали в открытом кузове пикапа, набитым местными и их барахлом. На пыльной дороге нам изредка встречались химба и их стада, но я не видел ни одного селения. После того, как нас два часа трясло на ухабистой дороге, мы наконец-то выгрузили вещи посреди буша, надели рюкзаки и отправились в путь. Места надо заметить здесь очень красивые: небольшие холмистые горы и живописные долины, покрытые редким бушем в сочетании с желтым ковром травы, они оставили в моем сердце один из самых красивых образов Африки.
Время было далеко за полдень, ни я, ни Мозес, не могли бы показать на карте где мы находимся, мы прошли уже пару химбовских краалей, из которых на нас с удивлением смотрели их жители. И вот, спустившись в очередную долину, мы наконец-то зашли в крааль. Охомгумуре! В этой большой деревне проживает около 350 химба, все они разбиты на большие семьи и каждая из них живет в своем краале. Они круглой формы. В центре находится скотный двор, огороженный плетнем, где держат коров и коз. Вокруг расположены хижины семьи. Жилище химба — это круглая или квадратная в основании хижина, состоящая из жердей. Жерди вкапывают в землю и обмазывают навозом и глиной, получается мазанка. Внутри - домашний очаг. Крышу делают из тех же жердей, связывая их кожаными ремешками либо покрывают её соломой. Внутри ничего нет, спят на полу, постелив шкуры, одеяла и тряпки.
При первой встрече ко мне ринулись детишки. Они выглядят так же необычно, как и их родители, девочки носят две заплетенные косички, свисающие на лицо, а мальчики одну, я тут же был весь обмазан глиной. Мосес подвел меня к уже немолодой женщине – Мукамати, так звали главу рода Типоса, в которой 32 человека. – Нава! - Моро! - Перевит! Хорошо, что приветствие я смог раньше выучить. Дальше после общения знаками, демонстрации журналов и писем, меня приняли в племя, и я стал устанавливать свой дом - палатку.
В краалях в основном находятся женщины и дети. Мужчины химба поддались очарованию цивилизации и все чаще носят современную одежду и отправляются на заработки, а женщины - нет. Не признают современность и все! Очень мало кто из них принял христианство. Из-за этого они и страдают, но не сдаются. Они говорят: Наша сила в памяти и культуре наших предков! И по степени сохранности привычного быта и традиций химба меньше всего поддались натиску цивилизации.
Они всегда вели полукочевой образ жизни, поэтому ни христианским миссионерам, ни колониальной администрации, а теперь и нынешней власти, так и не удалось изменить их уклад. Из-за этого очень мало детей ходит в школу, не потому, что денег нет, а потому что они - химба! Особенно это касается девочек, ведь в одних набедренных повязках в класс не пускают. Химба верят в силы природы, в священный огонь, у них есть свой миф о происхождении их народа: что вышли они из священного дерева Омумборомбонго вместе с коровами и отправились в землю обетованную. Их легендарный первопредок Мукуру отождествляется с Богом-творцом, создателем всего сущего, который наделил души умерших предков силой и она переходит из поколения в поколение. Вот почему здесь так чтут старые традиции. Огонь у химба так же священен.
Работают в краале в основном женщины, хотя работают - громко сказано; это их царство, царство женщин, пока мужчины пасут скот, пьянствуют или вкалывают в городах, чтобы потом деньги спустить на выпивку. Женщины иногда взбивают в калебасах масло или доят коров. В основном всю работу делают подростки. Зато женщины должны выглядеть красиво! Поэтому они целый день только то и делают, что ухаживают за собой, плетут и украшают себя браслетами, они у них везде: на руках, ногах, шее, а потом мажут все тело охрой смешанной с животным жиром, при этом никогда не моются, с рождения, это связано с нехваткой воды, но при этом кожа у них идеальная, даже у старух. Эту краску для тела они очень ценят, растирают мягкие камни, добытые в горах в порошок. Краской приходится запасаться надолго, а в отдаленных районах покупать. Утро каждая уважающая себя химба начинает с того, что покрывает охрой все тело. Это, во-первых, красиво, во-вторых, спасает кожу от лучей палящего солнца, в-третьих, гигиенично - отгоняет паразитов. Таким образом, охра заменяет мыло, когда ее соскабливают с тела, вместе с ней слезает и грязь. Химба всегда специфически пахнут: охрой, камфорным маслом, дымом костра.
Химба несмотря на то, что я белый, редко проявляли ко мне внимание, единственное, что их привлекало - это фотоаппарат и камера, он начинали с ума сходить, приходя в неописуемый восторг, когда видели свое изображение на экране. Не равнодушны они также и к еде, мои запасы катастрофически быстро сокращались, правда они угощали своей кукурузной кашей, кукурузой, мясом и мапаной – большими жареными гусеницами. Со временем они мне даже пришлись по вкусу, но привыкнуть к их виду поверьте сложно!
Я путешествовал из крааля в крааль, постепенно постигая традиции и быт этого удивительного народа. Главное их богатство – коровы, они все для племени, еда, одежда, деньги - это их жизнь! За них же покупается жена, причем, когда девочке исполняется 8 лет, она становится невестой и так до 16 лет. До этого возраста заключаются браки. Жена может стоить от 4 коров, это немало, учитывая, что средняя цена коровы в Намибии 700 долларов. Если сватанье состоялось, то невеста растет до совершеннолетия у родителей. Когда начинается половое созревание девочке заплетатют волосы в косички и промазывают их охрой и глиной - эта прическа уже делается всегда. Сначала они небольшие и закрывают все лицо, когда девушка перестает быть девственницей, то волосы перебрасываются назад и удлинняются.
У химба разрешено заводить до 4-х жен, иногда у старейшин их аж 6! При этом женятся даже дряхлые старики и, чтобы завести детей, своих молодых жен на ночь одалживают старшим сыновьям. Все мужчины женятся только после 30 лет, хотя до этого у них уже может быть ватага детей, свободная любовь здесь процветает. Спать девушка, будь она замужняя или нет, может с кем угодно. Даже на свадьбе процветает обычай обмена женами. И даже если ребенок рождается не от мужа, то его с радостью примет.
Дети у химба - это счастье, и чем их больше, тем лучше. Женщины на голове начинают носить специальный головной убор из шкуры с завитушками в виде небольших рожек, это символизирует то, что она способна родить! Даже у главы рода Мукамати, у которой уже 13 своих детей и 8 внуков, на голове красовалось такое украшение, чем она очень гордилась. А вообще, в сексуальном отношении это очень раскрепощенное племя, но только среди своих. Бывали случаи, когда девушек похищали соседние племена, тогда - война или громадная контрибуция в виде выкупа коровами. Мужчины у химба весьма агрессивны. Частый атрибут, с которым они ходят, это палка и мачете. Причем смертность среди них достаточно высокая - из-за конфликтов за скот и горячего нрава.
Химба замкнутый народ, в период становления независимой страны и голода, они много настрадались из-за других племен. Хитрые овамбо приезжали на грузовиках с выпивкой, накачивали до беспамятства всю деревню, а на утро химба обнаруживали, что весь скот на тех же грузовиках вывезен неизвестно куда. Поэтому многие мужчины даже воевали в ангольской армии против намибийских повстанцев и сейчас весьма настороженно ко всем относятся, это сказывалось и на мне.
В одной деревне меня принимали очень долго и настороженно. Целый совет собрался и долго решали, разрешить с ними пожить или нет. И это при том, что со мной был Мозес и целая куча государственных писем. И все равно, когда потом я гулял по деревне, одна бабуля, завидя, что я ее снимаю, схватилась за камень и пошла в атаку. Мир между нами был восстановлен только благодаря презенту - пачке сигарет.
Здесь в палатке уединиться, даже в жару, было невозможно: все время со мной были дети, как оказалось, они просто никогда не видели белого! Они наблюдали за мной, а я - за ними. У всех химба после начала полового созревания отсутствуют четыре нижних зуба. Это говорит о том, что они прошли через обряд инициации, стали підростками. Выбивают зубы по отдельности, считается, что так целоваться удобней, языку зубы не мешают. Девушкам ради красоты и чувственности ниже груди на животе делают многочисленные небольшие надрезы, в ранку засыпают пепел и потом, когда они заживают, то кожа там становится очень тонкой и чувствительной в сексуальных ласках.
Мое путешествие подходило к концу, продукты давно кончились, осталась только вода, я был уже близко от Опуво и вспоминал, как еще до своего визита в химбаленд был на землях одного предприимчивого итальянского фермера, который ради бизнеса переселил к себе целую семью химба с краалем и козами, заключив с ними договор на 5 лет, по которому химба обязались работать для развлечения туристов, которым показывают деревню настоящих дикарей. Жизни у них нет, они как в зоопарке, это все равно, как если бы через ваш дом проходили в день сотни туристов, лезли бы в вашу спальню, кровать и в душу! Вот так дешево фермер купил их свободу! Я понял одно: химба будут счастливы только тогда, когда отправятся вслед за уходящими стадами, за горизонт, по своей земле, к своей свободе!
Больше фотографий об этой экспедиции в племя химба, вы можете увидеть в подразделе «Фото Африка». Кроме того вы можете ознакомиться с документальным фильмом «Жизнь в племени химба», а также принять участие в моих экспедициях!
смотрите также - "Жизнь в племени гереро"
вернуться в раздел - Экспедиция «Жизнь в племенах Африки»
тел. 066 712 53 03
mail: rafmir@ukr.net